Кварц-Строй
Время работы: с 8:00 до 22:00
Обратный звонок

Коробка отбора мощности (КОМ): принципы работы и применение на спецтехнике

В данной статье мы узнаем, что такое коробка отбора мощности, какие принципы ее работы и как она применяется на спецтехнике. Посмотрим, какие виды КОМ существуют, в чем особенность их действия. Расскажем, какие основные поломки узла существуют, как их избежать или исправить.

Что такое коробка отбора мощности?

Что такое коробка отбора мощности мало кто знает, сегодня попробуем разобраться, о том, что такое буровая установка и для чего нужна, мы уже рассказывали. Такие элементы часто используют на специальной технике. Такой как грузовые автомобили, краны, автомобильные цистерны, коммунальной технике. Устанавливается КОМ на коробку передач или раздатку. Производство коробок отбора мощности регламентируется специальными требованиями, поэтому проектировщики стараются их максимально придерживаться.

Основное требование – компактность и небольшой вес элемента, но он должен обладать высокой износоустойчивостью, что значительно увеличивает его рабочий ресурс. Основной элемент КОМ – шестеренная пара, которая должна обладать определенным передаточным числом. Основная функция данного узла – забрать часть мощности мотора на рабочую часть техники. Еще одно требование – удобство переключения, его необходимо осуществлять без дополнительных физических усилий из кабины водителя.

Межсервисный пробег не должен быть больше, чем у других элементов трансмиссии. При установке следует соблюдать еще одно правило: работа агрегата не должна отрицательно влиять на рабочий ресурс сцепления и мотора. Конечно, как и любой рабочий узел, КОМ требует своевременного сервисного обслуживания и внимания, особенно когда они применяются при строительстве наружных водопроводов и других земляных работах.

Устройство и принцип работы КОМ

Устройство и принцип работы КОМ похожи на действия коробки передач, только несколько проще. Основные элементы – ведущий вал, на которой находится шестерня. При включении узла именно она зацепляется с ведомой шестерней, которая расположена на втором валу, именно он передает вращающий момент на рабочее оборудование. Чаще всего используются коробки отбора мощность, которые переключаются вручную, при помощи рычага, который находится в кабине водителя.

Также используются пневмоэлектрический способ переключения. В данном случае в камеру подается воздух, который находится под давлением. Он оказывает воздействие на диафрагму, которая соединена с пружиной, под ее действием последняя сжимается и передвигает шток с вилкой. В следствии этого шестерни зацепляются, а воздух стравливается, что способствует расправлению пружины. После этого происходит обратное движение штока.

После этого происходит разъединение шестерней. На свою работу КОМ может забрать более 40 процентов от мощности двигателя. Чаще всего ее используют, когда мощность мотора для движения автомобиля не используется, т.е. машина просто стоит на месте. Но есть и исключения, например, коммунальная техника, где агрегаты могут работать одновременно с движением техники.

Виды коробок отбора мощности

Существует несколько видов коробок отбора мощности, они могут быть как зависимыми, так и нет. Первый тип запускается только в том случае, если выжимается педаль сцепления. Это говорит о том, что элемент интегрирован в коробку передач. Такую коробку отбора мощностей нельзя включать при движении автомобиля, даже если нужно сделать прокол под дорогой под канализацию цена ремонта будет высокой. Такой агрегат позволяет экономить мощность техники, кроме этого, за счет малого веса КОМ не добавляет веса самому автомобилю.

Второй тип позволяет включать КОМ даже во время движения техники, в данном случае не важно, выключено или включено сцепление. Такие модели можно использовать с силовыми агрегатами или коробками переключения любого типа. Управляющая система здесь тоже может быть различной. Типы коробок отбора мощности могут отличаться и по другим параметрам:

Видов систем управления может быть несколько, это электропневматическая, механическая и гидравлическая. В целом, это очень важный узел, который находится на специальных автомобилях. С его помощью приводится в действие различное оборудование. Важно, чтобы эксплуатация была правильной, а техобслуживание обязательным, все это будет способствовать долговременной и безаварийной работе агрегата.

Основные поломки и неисправности

Как и любого узла, у КОМ существуют основные поломки и неисправности. Поэтому для того чтобы он служил как можно дольше необходимо придерживаться рекомендаций производителя по эксплуатации. Поэтому необходимо регулярное проведение технического обслуживания. Все детали агрегата при использовании работают «на износ». Важный момент – процесс включения узла, он должен соответствовать требованиям инструкции.

Если узел можно включать только при условии выжатого сцепления, то обязательно придерживаться этого, часто это бывает в ассенизаторских машинах что это такое, мы уже рассказывали. Для того чтобы избежать высокого уровня вибрации при работе важно правильно установить устройство и зафиксировать его. Во время ремонта первое, на что нужно обратить внимание – ведомая шестерня, т.к. именно она может способствовать износу ведущей.

О ремонте стоит задуматься, если появился в узле посторонний шум. Причиной может быть неправильное закрепление шестерен. Узел может просто отказываться включаться, по причине пробивания струи воздуха. В данном случае стоит обратить внимание на целостность диафрагмы, которая находится в камере пневмоуправления. При загрязнении сапуна или износе уплотнителя могут появиться следы протекания рабочей жидкости.